Наследие А.С. Макаренко.
Недавно изучал труды по педагогике Антона Семеновича Макаренко, великого педагога начала XX века. Система, которую он предложил для воспитания детей - беспризорников, работала отлично, в прямом смысле слова, помогая перевоспитывать малолетних уголовников в нормальных людей. Система сама по себе очень проста - Труд-Творчество-Воспитание через дисциплину. Как ни странно данная система практически повторяет систему воспитания буддийских монахов, которой уже много тысяч лет. Сила колоний Макаренко, где проходил процесс воспитания и роста детей, была не в стенах и запретах, а в единстве и верности общему делу. Система управления внутри колоний в точности соответствовала законам идеальной демократии, где каждая личность чувствовала свое значение и вносила свой вклад в развитие общего дела. Макаренко был строг к колонистам, но абсолютно справедлив. Он устанавливал такие законы жизни в колонии, которые все принимали, потому что эти законы работали на человека, а не против него. Строгий порядок и дисциплина помогли Макаренко наладить в колонии производство конкурентоспособных на мировом рынке электродрелей. Руками колонистов производились знаменитые тогда фотоаппараты «ФЕД», обувь, театральные кресла, масленки и многое другое. Можно долго перечислять заслуги Макаренко. Если Вы захотите изучить его систему, достаточно прочитать его произведения «Флаги на башне» или «Педагогическая поэма», по которым сняты одноименные фильмы. Но дело в ином. Как можно применить систему Макаренко в современные дни, и самое главное с какой целью? Наблюдая за ребятами в нашем детском лагере, я заметил одну неприятную особенность их характера, которая с каждым новым поколением только усугубляется – это потребительское отношение к миру, в котором они живут. В чем заключается это потребительское отношение – некоторые ребята считают, что все в этом мире было создано специально для них. Они не понимают ценности всего того, что их окружает. Потребительское отношение заметно практически во всем: в отношении к вещам, в отношении к людям, в отношении к самому себе. Складывается оно из того, что все это в один момент было преподнесено к детским ногам их родителями. Сделано это было из большой любви к своим детям, но также все это было заработано большим родительским трудом. Чтобы изменить потребительское отношение детей ко всему вокруг, следует применить систему Макаренко Труд-Творчество-Воспитание через дисциплину. С творчеством все более или менее понятно, сейчас это сделать нетрудно. Следует внимательно отнестись к Труду и Воспитанию через дисциплину. С какого возраста следует начинать трудиться ребенку? С момента, когда он научился держать в руках хотя бы одно орудие труда молоток, отвертку, лопату, иголку с ниткой и т.д. С этого момента уже можно постигать основы труда. Чем раньше, тем лучше. Не следует пытаться уберечь ребенка от труда. В процессе своего личного труда ребенок начнет ценить вещи, которые его окружают. Это осознание постепенно перенесется на все остальное. В конечном итоге, дети смогут осознать ценность человеческого общения, так как наладить отношения с другим человеком – это тоже большой труд. Строгая дисциплина. Современная педагогика предлагает как можно меньше ограничивать ребенка при его развитии. Мол, пока на своих ошибках не научится, не поймет. Поэтому ему нужно дать полную свободу. Ничего подобного! Я не призываю ограничивать ребенка в его правах на свободу. Но понятие дисциплины внутри семьи должно быть установлено с самого раннего возраста. Дисциплина служит опорой для ребенка пока у него внутри не появится стержень самодисциплины. После его появления можно будет убрать внешнюю подпорку и человек сможет двигаться сам внутренне уверенным и дисциплинированным. Дисциплинированные люди обладают большей внутренней силой, они более работоспособны, выносливы и сильны духом. Этот процесс подобен взращиванию молодого деревца. Вначале мы ставим подпорку, чтобы ветер не сломал молодой саженец. Как только саженец наберет силу, подпорку убирают, и дерево простоит много лет самостоятельно и даст новые всходы. Важно, чтобы при установке дисциплинарных правил ребенку было объяснено, зачем они устанавливаются. Главное проводить с ребенком откровенные разговоры и рассказывать, для чего устанавливаются те или иные правила. Если Вам это удастся, то ребенок примет их и будет им следовать. Процесс воспитания очень сложен и многогранен. Я не утверждаю, что эта система единственно правильная. Но данная система была уже опробована и дала хорошие результаты. Удачи Вам в постижении вечного вопроса: «Как воспитать ребенка?» |